Новый Художественный театр Управление культуры Администрации города Челябинска
НХТ +7 (351) 775-44-50
5 декабря 2024 года

Сказка для смелых

Майя Ридовна Брандесова, Секция критиков при Челябинском региональном отделении Союза театральных деятелей Российской Федерации

Сказка для смелых

Творчество Романа Михайлова вряд ли знакомо очень широкой аудитории, однако и его фильмы («Сказка для старых», «Отпуск в октябре»), и сборники сказок, и роман «Дождись лета и посмотри, что будет», по которому сам Михайлов снял фильм, известны тем, кто следит за серьёзной интеллектуальной линией в современном искусстве.

То, что Евгений Гельфонд с труппой Нового Художественного театра обратился к произведениям Михайлова, неожиданно только на первый поверхностный взгляд. Эта «неожиданность» ощущается теми, кто воспринимает художественный вектор театра, как ориентацию на классику в сугубо традиционном ключе, не вникая в глубину и современность классических смыслов. Вместе с тем, НХТ обращается именно к той современности, которая, несмотря на своеобразие и априори новый художественный язык по смыслу и духовно наследует классике.   

Сказки Романа Михайлова и привлекли внимание режиссёра Евгения Гельфонда своим содержанием, далеко выходящим за рамки даже выбранного самим автором стиля повествования. 

По своему внешнему пласту произведения Михайлова странные, в чём-то таинственные, так как наполнены знаками, символами, которые далеко не всегда считываются массовым читателем/зрителем, в них часто встречается тема больной психики, связанных с этим сюжетных ходов. Но это только обманчивый первый уровень. Если проникнуть чуть глубже, то странности проясняются: символы, в основном коренящиеся в христианской культуре (а также и в иных культурах, изучаемых Михайловым) становятся вполне понятны именно через узнаваемый культурный контекст, а тема «сумасшествия» тоже обретает вполне себе условные очертания, уводящие и к юродству, и к мнимости болезни, и к метафоричности «безумия», которое может быть понято, как некое константное состояние человечества (вспомним у Высоцкого – «и вся история его – история болезни»).

Так Александр Майер в роли Отца (Евгений Гельфонд недаром выводит в названии спектакля слово «отец» с большой буквы, так как говорится о Творце) ласково говорит двум молодым героям – «Люблю я вас, сумасшедших», и зритель сразу же понимает, что речь идёт не о конкретных персонажах с ментальными особенностями, но обо всём человечестве с его, подчас,  прекрасными, добрыми мечтами…

Спектакль «Сны моего Отца» создан по четырём сказкам Р. Михайлова. Сказка «Сны моего отца» (у писателя с маленькой буквы) обрамляет остальные истории (инсценировка Евгения Гельфонда и Константина Талана). Обрамление это позволяет вывести в сценическом действии трёх сквозных персонажей – собственно отца, который в спектакле НХТ – Отец (А. Майер), мать (Евгения Зенизина), которая здесь – Мать и Володю (Андрей Гилимьянов) – демобилизовавшегося солдата времён афганской войны, который идёт к Отцу. У Михайлова Володя – сын странного человека, который давно живёт в другом городе, вдали от семьи и смотрит за людей их дурные сны. Володя приезжает к отцу и видит его подвижническую жизнь. Отец  Володи помогает людям «вылечиться», дарит им сны «хорошие». В спектакле Гельфонда отец, избавляющий от плохого, милосердно пытающийся «вылечить» человеческое бытие – сам Творец, а Володя, естественно, предстаёт уже не просто сыном в бытовом плане, но сыном – воплощающим в себе человечество. Мать таким образом, тоже не просто мама, но и Великая Мать, женская сущность, которую тоже можно представить в разных ипостасях вплоть до матери-Родины. 

Возникает триединство – Творец, Родина и Человек, как их «сын». Запомним эти три образа, потому что в них – ключ к пониманию спектакля. 
Отец и Мать «убаюкивают» Сына – «Спи, Володенька, спи» и то, что будет происходить на сцене далее – это сны, сны человечества, которые смотрит Отец.

Первый сон – сказка «Рыба» – наполнен христианской символикой. Провинциальный чиновник Семён начинает видеть большую рыбу, которая приходит к нему по ночам. И это не психическое отклонение, оказывается, Семён и в детстве видел рыбу и знал, что она вернётся к нему перед смертью. Символ Христа – рыба – подкрепляется и самой историей из детства Семёна, когда мама ведёт его в церковь и священник плачет, услышав историю о рыбе, понимая, что перед ним ребёнок, достигший особенного уровня просветления. Однако Семён проживает обыкновенную земную жизнь, лишь в конце её вновь возвращаясь к «рыбе», как к некоей небесной сущности, открывавшейся ему в детстве. Намёки на Христа явны в спектакле – и в том, как выстроены мизансцены (особенно с обмыванием ног Семёна), и в том, как, собственно, играет Семёна артист Клаудио Сальгадо. Его Семён спокоен, мягок, улыбается бесконечно доброй и понимающей улыбкой. Он пытается достучаться до своего друга и начальника (Алексей Пименов), но тот слишком занят земными грешными заботами, он просто не способен услышать Семёна.  

Второй сон – «Свободный Тибет». «Идейный» парень с чудинкой – Вася (артист Анатолий Коробейников) лелеет мечту об освобождении покорённого Тибета. Он увлекает этой идеей двух ментально нездоровых молодых людей –  Пошу и Улю. Они начинают своё «путешествие» через страны и континенты к Тибету. Этот первый сюжетный план кажется малопонятным, если не осознать главное: что такое «Тибет»? Тибет – это и символ горной чистоты, и мистический подступ к Шамбале, а также для некоторых «ищущих» – ложный ориентир. «Идейные», как их называет герой А. Майера, опасны тем, что придумывают цель, сообразуют с этой выдуманной целью свою жизнь и жизнь других людей, которые ради этой цели оказываются вовлечены в орбиту событий, тем, что не выбирают, в конечном счёте, средств для её достижения. Если Достоевский говорит о том, что жизнь нужно любить больше, чем её цель, для «идейного» человека просто любви к жизни без цели не существует, а, значит, мало и собственно любви. Цель может внушить страсть, а любовь – чувство бесцельное, но всепроникающее, бесконечное и единственно верное… Вася (музыкант-гитарист в спектакле), Поша, Уля, а также исстрадавшаяся с больной дочерью мама Ули проходят путь от преследования ложной цели – «освобождения Тибета» до спокойного понимания любви и её ценности в жизни, фактически к исцелению. Они начинают слышать и понимать песни ангелов. И пусть дорога их лежит через искажённое представление о мировых культурных зонах – «эстрадная» Франция, «попсовая» Америка, «болливудская» Индия, «туристический» Иерусалим (где они впервые начинают слышать отголоски ангельского пения) – они добираются до своего Тибета – чистоте души.  А от того Тибета, который они шли «освобождать» веет холодом и на каком-то повороте возникает видение оккультизма и тоталитаризма. Образ Гитлера, репетирующего речь на фоне тканевой полоски с Тибетской грядой, воплощает ещё один «вечный» персонаж в спектакле. 

Помните главную «троицу»?  Так вот – есть четвёртый. В программке он обозначен, как Водитель. У Михайлова в сказочной повести «Золотаревские болота» (она легла в основу второго действия спектакля) присутствует философствующий водитель автобуса, который на самом деле оборачивается никем иным, как Лукавым. В постановке Е. Гельфонда образ Лукавого (Водителя) проходит через весь спектакль, как и образы Отца и Матери. Играет Водителя Константин Талан. Кто знает острую, интеллектуальную природу этого артиста, умеющего показать не театрально-сказочную, но пугающе-реальную сущность зла (например, в роли Петра Верховеснкого в спектакле «Бесы»), может себе представить, каким предстаёт его Водитель и каков эпизод с речью фюрера в его исполнении. Яркая и ясная манера игры К. Талана изобилует в этой работе броской театральностью. Но эта театральность не искусственна и напыщенна, она точна и выверена. Его Водитель – не человек, но при этом тем, кто не видит «дальше носа», он должен казаться именно земным, разумным человеком – простым, «своим в доску» рубахой-парнем. И из этого-то понятного «водителя», которого почему-то всё время «гоняет» женщина в платке (Мать), вырастает мистически страшный образ Гитлера – квинтэссенции лжи. Дорога Гитлера – ложный путь к «Тибету». 

Суть освобождения Тибета – не в достижении этой иллюзорной цели, а в понимании того, что «свободный» Тибет» –  это собственно твоя освобождённая для любви душа,  обретшая горную и горнюю чистоту в звучании ангельской песни. 

Второй акт спектакля представляет собой третий сон Володи. Сон, в котором Володя главный участник событий. Он попадает в странный мир некоей полузаброшенной железнодорожной станции, с которой нельзя уехать. Находясь на рубеже в пограничье между жизнью и смертью (его «афганская» форма и положение «дембеля» обретают вполне конкретный смысл), Володя встречает целый строй предков – русских воинов. Странный мужик Сидор (Павел Мохнаткин), «нарывающийся» на драку, в конце концов оказывается духовным проводником для Володи в мир смыслов русской истории, той самой «русской дороги» (как в песне И. Растеряева), которая роковым и священным образом связана для нас с защитой Отечества. И в какой-то момент Сидор в форме солдата Великой Отечественной войны становится в один ряд с монахом времён Куликовской битвы, героем 1812 года, казаком времён Первой мировой, санитаркой начала 20 века… Сестра Сидора Катя (Алёна Лугова) в спектакле Е. Гельфонда воплощает собой образ русской девушки – защитницы Отечества. Она тоже из тех «роковых сороковых», навсегда оставшаяся там, убитая немцами, но продолжающая жить в нашей благодарной памяти…

Казак в исполнении Алексея Зайкова как предок-отец предлагает Володе принять в «наследство» свечную лавку и лес. Лес – символ России, всей её истории, шум его деревьев – как песня бесчисленных человеческих судеб. Свечная лавка – это духовный форпост. Один наказ у отца – «Не продавай свечи лукавому». Как узнать его? А он тут как тут – водитель. Приходит и начинает искушать Володю. Искушать житейским здравым смыслом. Пугать тяготами и отверженностью подлинного духовного пути. Когда Володя уже почти дрогнул, когда он в великой муке пытается отгородиться от искушения, перед ним возникает древнерусский монах в очень точном исполнении Дмитрия Николенко. Он прогоняет Лукавого, а Володя повторяет и повторяет как молитву, завещанные ему ещё Сидором слова: «Сердцем думать, сердцем помнить, знать, уметь, работать, радоваться будешь»! Эта молитва, помощь монаха, словом, стойкость и вера помогают одержать верх над лукавым.

Как напоминает вся эта сцена «искушения» сегодняшнее состояние России, когда её искушают со всех сторон вольные и невольные, сознательные и не осознающие своего падения пособники лукавого! А ей нужно выстоять. Выстоять и вымолить прощение и благодать, очередной раз стать свободной от грибка, разъедающего внутренний строй жизни.
Володя в своей «афганской» форме тоже становится в ряд ушедших воинов, впереди новые Защитники, в одеждах нынешних войн и чаемых побед…

«Сны моего Отца» - не тот спектакль, на котором можно получить чистое удовольствие, хотя и от игры артистов, и от акварельной режиссуры ты это удовольствие, конечно, получаешь, но не в этом его эстетическая и нравственная цель. 

Работа души, ума, памяти и сердца должна совершаться в зрительном зале так же, как она совершается на сцене – тогда совпадут энергетические потоки и родится то, что должно рождаться в процессе постижения серьёзных, глубоких вещей, а именно открытие пути не просто для размышлений, но, простите за тавтологию,  - пути для открытий.
Если открытия случаются, пусть даже очень личные, на этом спектакле, значит, он достиг того, чего хотели его создатели. А открытия случаются. 

И ещё. Это спектакль для смелых. Есть у Михайлова фильм – «Сказка для старых», а НХТ поставил сказку для смелых. Нужно мужество, чтобы войти в предлагаемый этой постановкой мир без страха, и быть готовым ко встрече с ангелами, а кому-то твёрдо «не продать» свечу! «Сердцем думать, сердцем помнить…»

Фото и видео4

Новости Театральный вестник
Челябинск, проспект Ленина, 19