фото:Андрей Ткаченко
Новый художественный театр Челябинска представил премьеру: «Лейтенант с острова Инишмор»
Одна из самых «черных» и смешных пьес знаменитого Мартина МакДонаха. Строго 18+. Ирландская республиканская армия, внутрисемейные драмы, любителям котиков смотреть не рекомендуется (спойлер — ни одно животное во время спектакля не пострадало). НХТ сделал постановку в стиле панк-гиньоль, потому что иного художественного языка здесь просто не может быть.
Мартин МакДонах — уникальный художник, умеющий сделать духоподъемную историю, вырастив из той самой грязи жизнеспособные цветы. Режиссер знаменитых «Залечь на дно в Брюгге» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Ирландец, выросший в Лондоне, он хорошо знает и любит свой народ — с его «островным» мышлением, нелюбовью ко всему пришлому, угрюмостью и пессимизмом вкупе с какой-то почти русской удалью. Его пьесы шикарно смотрятся на российских подмостках и хорошо понимаются нами — нет во вселенной МакДонаха справедливости и победы над злом (он не американец): есть только отдаленная надежда, что если собрать волю в кулак и прервать цепочку жестокости и смерти, то они, бессмысленные и беспощадные, наконец-то прекратятся. Это очень по-русски; это какая-то наша общая с ирландцами национальная мечта.
Актеры Константин Талан и Александр Балицкий (Дэйви и Донни)
Челябинский Новый художественный театр взялся за очень смелый эксперимент: ставить одну из самых кровавых пьес МакДонаха на небольшой сцене — та еще задачка. Решение было придумано изящное: спектакль в стиле панк-гиньоль. Гиньоль — ярмарочная кукла, а в более широком смысле — жанр, в котором изощренно изображаются злодеяния, убийства и пытки. За панк же отвечает ансамбль «Люмпен-бэнд», который аккомпанирует событиям и немного комментирует их, давая вступления к каждой картине. Таким образом действо сразу становится подчеркнуто театрализованным — никто тут не ждет психологического перевоплощения (и слава богу).
Актриса Марина Оликер в роли Мейрид
Нет смысла пересказывать сюжет пьесы. Начинается все с нахождения мертвого кота, а заканчивается горой трупов. Главный герой — ирландский сепаратист Падрайк, движущие силы сюжета — герои Дэйви и Донни, отец Падрайка. Немного любви и экзальтации обеспечат Мейрид и Кристи, за абсурд и смех отвечают головорезы Брендан и Джоуи. Если вы немного знакомы с тем, что из себя представляет IRA (Ирландская республиканская армия) и чем она отличается от INLA (Ирландская национальная освободительная армия), то общественно-политические нюансы будут вам понятны. Хотя, конечно, не в них-то и дело.
Падрайк борется с наркомафией во имя освобождения Ирландии
МакДонах всегда прописывает шикарные диалоги, и артистам НХТ надо отдать должное: воплотиться в ирландских гопников с соответствующим рисунком речи у них получилось очень даже хорошо. Вообще, все, что происходит на сцене — ужасно и смешно, как и должно быть. Падрайк пытает наркодилера, а тот дает ему советы, как лечить животное. Дэйви и Донни красят рыжего кота в черный цвет сапожным кремом, чтобы выдать за умершего малыша Томаса. Мейрид рассказывает, как стреляла в коров ради политического жеста. Вообще, эта героиня — самый долго раскалывающийся орешек, именно она в финале произносит сакраментальное: «Я раньше думала, что убивать людей — это забавно. А оказалось, что это скучно».
В спектакле будут два условных кота и один — настоящий
Получился ли спектакль? Безусловно. На МакДонаха в Челябинске уже замахивались: в Камерном театре идет замечательная «Красавица из Линэна» в постановке Сергея Федотова, худрука пермского театра «У моста» — главного первооткрывателя ирландского драматурга в России. У НХТ, разумеется, совсем другой подход к постановке, но и он имеет право на существование. Гиньоль для черного ирландского юмора — то, что доктор прописал. Единственное замечание, которое невозможно не сделать даже в рамках рецензии: хронометраж «Лейтенанта»... скажем так, на терпеливого зрителя. Три с лишним часа, причем основная раскачка действия приходится, разумеется, на часть после антракта. Впрочем, постановщиков можно понять: резать эти искрометные диалоги просто жалко.
Трупов на сцене, конечно, не будет, но вот крюки понадобятся
И да, спектакль настоятельно не рекомендуется смотреть тем, кто не любит бранных слов, а также тем, кто очень любит котиков. А вот всем, у кого чувство юмора неплохо прокачано — милости просим (конечно, не забыв, что это 18+). Вселенная Макдонаха может вызвать изумление и отвращение, но затем, при правильном и вдумчивом просмотре, обязательно приведет к катарсису. Это уникальное свойство пера МакДонаха — найти надежду на дне отчаяния, а новый луч света — на горке трупов. А если это все еще и под аккомпанемент «Люмпен-бэнда» — так вообще красота. Своеобразная, ирландская, освободительная.