Спектакль «РУССКИЙ ОГОНЕК» показал вчера на сцене Камерного театра Вологды Новый художественный театр из Челябинска.
Да, это был Николай Рубцов и моноспектакль сыграл талантливейший Александр Майер.
Тут не было никакой «страдательной судьбы» с её трагической смертью.
Всё самое драматически «выигрышное» (но и часто спекулятивное) они пропустили.
Они - это ещё режиссер Евгений Гельфонд, «бесшовная» режиссура которого работает внутри актерского личностного пространства, жёстко выстраивая логику спектакля. И умный ведущий его артист, Александр Майер хорошо понимает своего режиссёра, а значит, понимает, что происходит с его героем каждую минуту сценического времени. Интелектуально-осмысленное и эмоционально точное, не ломающего при этом мерного поэтического строя - такое чтение стихов дело нынче не такое и частое.
Художник Елена Гаева выстроила крестовину помоста (это и палуба, это и паром, и земная твердь, и скромное жилище), разместила на нем стол, ящик, перегородку дощатую, рынду на шесте. Конечно, у Рубцова-Майера всегда рядом знаменитый чемоданчик, в котором будто упрятана вся его, небогатая скарбом, жизнь.
Майер и Гельфонд рассказали о счастливом, хотя и сиротском детстве. Не отсюда ли и выросла та святая любовь к живому, тоже ведь без человеческой любви сиротскому? К травам, цветам, полям и рощам, к зайцам и людям, людям, людям...
Майер стихи читает как повествует! Это всегда диалог: с собой, с мамой, с древней старухой, с природой, с неизвестным человеком или официанткой в «Поплавке», или с заглянувшей в кочегарку девушкой или с маленькой дочкой. Жизнь, причём совсем не социальная, а именно «нарядная» своей творческой силой, вдохновляет актёра, режиссёра и нас. Нарядность её от сложности, от дыхания стиха и простой и ясной роскоши языка.
Мерность спектакля особенная, с ходом его все копятся и копятся детали изображаемой жизни.
Любовались мы артистом, возводящим свою, по кирпичикам, умную и точную «кладку» спектакля, - «кладку», скрепленную собственным и очень личностным творческим «раствором». Образ Рубцова, чья настоящая жизнь вся ушла в стихи, получился в спектакле тоже «крестообразным» - широким (размашистым) и глубоким (задумчиво-печальным), упирающимся в землю и отталкиваяющимся от неё вверх. И очень важно, что в самом начале он достанет из чемоданчика портреты Пушкина, Лермонтова, Есенина и Достоевского. Этот факт биографии писателя, беседующего с ними, классиками, станет художественной стратегией всего спектакля - только теперь и мы понимаем и снова чувствуем, как все они нам ПРИСУЩИ, хоть и время наше совсем не классическое. Держимся, держимся за них вместе с Рубцовым и театром.
В спектаклях Евгения Гельфонда всегда есть большая правда. Она ведёт его, а потому и известное становится свежим и новым. Русский огонёк как огонёк надежды завершает спектакль. И возникает чувство счастливой правильности, когда все на своих местах.
Недавно на сцене НХТ посмотрела поэтический моноспектакль Александра Майера «Русский огонёк».(,,,)
Очень советую всем посмотреть спектакль. Даже если не любите стихи, всё равно идите в театр и вы измените своё отношение к поэзии.
Манера стихосложения Николая Рубцова очень похожа на манеру Есенина. Они оба в стихах просто рассказывают о себе, о жизни, о происходящих событиях.
История страны тесно вплетена в биографию Рубцова не только светлыми, но и тёмными нитями. И все эти нюансы Николай Михайлович отразил в своих стихах.
А Александр Майер точно передал их со сцены.