Новый Художественный театр Управление культуры Администрации города Челябинска
НХТ +7 (351) 775-44-50

Бесы. Часть II

16+
Фёдор Достоевский
Сценические опыты
16+
Премьера: 21 апреля 2010 года
2 часа

Сценические опыты НХТ касаются различных тем, идей и сюжетов одного из самых сложных и горьких романов русской литературы. Театр уверен: именно так, в виде отдельных сцен, глав, в виде опытов можно исследовать Достоевского и черпать из его глубин.

Бесов много и «имя им — легион». И политика, и религия, и семья, и любовь, и сам человек как поле сражения между тёмным и светлым началами — являются средой их обитания.

Спектакль НХТ — попытка раскрыть некоторые из многочисленных смыслов романа, попытка прямого разговора со зрителем о Достоевском и о России.

Спектакль, с одной стороны, создан для зрителя знающего и любящего Достоевского, с другой — для тех, кто, возможно, только-только вступает в его мир.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ — это результат. Дети, буквально поняв идеологические игры отцов, сняли с их идей РОМАНТИЧЕСКИЙ ФЛЁР и воплотили зловещий сценарий в жизнь.

Фото и видео1

Постановочная группа

Режиссёр-постановщик
Евгений Гельфонд

Награды и достижения

«Международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Ф. Достоевского», город Старая Русса:
2009 год — спектакль «Бесы», часть II — диплом «За лучшую режиссуру» (Евгений Гельфонд).

Смотр-конкурс профессиональных театров Челябинской области «Сцена»:
2009 год — специальный приз за творческий поиск, (спектакль «Бесы», части I и II, режисер Евгений Гельфонд).

«Международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Ф. Достоевского», город Старая Русса:
2011 год — спектакль «Бесы», часть III — Гран-при фестиваля с формулировкой «Событие фестиваля» и специальный приз семинара Н. Старосельской «За лучшую актёрскую работу» (Александр Майер за роль Степана Трофимовича Верховенского).

Смотр-конкурс профессиональных театров Челябинской области «Сцена»:
2011 г. — за лучшую работу режиссёра (Евгений Гельфонд), лучшую мужскую роль (Александр Майер — за роль С. Т. Верховенского), лучшую работу хормейстера (Гильда Казарцева) — спектакль «Бесы», часть III.

IV Международный театральный фестиваль «Молдфест. Рампа. ру», город Кишинёв:
2012 год — диплом лауреата за спектакль «Бесы», часть III.

X Международный театральный форум «Золотой витязь», город Москва:
2012 год — Бронзовый диплом фестиваля Евгению Гельфонду за спектакль «Бесы», часть III.

I Международный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА», город Челябинск:
2013 год — диплом лауреата за спектакль «Бесы. Сценические опыты», части I, II, III.

IV Международный театральный фестиваль «У Троицы», город Сергиев Посад:
2017 год — специальный приз жюри фестиваля «За глубокое сценическое прочтение романа Ф. М. Достоевского “Бесы”» (спектакль Ф. Достоевский «Бесы. Сценические опыты. Часть III).

Михайлов Михаил

Первый шаг сделан! 27 октября, НХТ, спектакль "Бесы" (сценические опыты, часть 1 и 2) по одноименному роману Ф.М. Достоевского. Так уж получилось, что я достаточно долго готовил себя к этому шагу. Да и прошел пока только две-трети пути, посчитав, что шесть часов в один день достаточно серьезная нагрузка даже для моей закаленной психики. И думаю, что сделал правильно! Нет действо абсолютно не напрягало. Две двухчасовых части прошли на одном дыхании, как говорят "на ура!" Просто "Бесы" в шикарной постановке Евгения Гельфанда предложены зрителям в виде горсти мозаичных элементов (сценических опытов), которых в первых двух частях, не считая прологов, эпилогов и отдельных массовых сцен, набирается с "чертову дюжину". представляющих собой различные темы, идеи и сюжеты одного из самых сложных, горьких и политизированных романов русской литературы. Роман был написан Достоевским под впечатлением от ростков террористического и радикального движений в среде русских интеллигентов, разночинцев, получивших название "нечаевщина". В 1935 году роман был запрещён, и даже после начала "хрущёвской оттепели» переиздавался только в составе собраний сочинений Достоевского. Первые после долгого перерыва массовые издания "Бесов" вышли в 1989 году. Когда собираешь паззлы, то каждому элементу предназначено свое уникальное место, при создании мозаичного полотно, все зависит от того, кто собирает мозаику, от его фантазии, эрудиции, вкуса. Зрителю дана возможность самому решить, что в общей картине главное. Прежде всего поразила филигранная игра Константина Талана в роли "главного беса"- Петра Верховенского, и тонко сыгранная Александром Майером роль его отца - Степана Верховенского! И все же главным для меня оказалось желание перечитать "Бесов"! Я читал роман в начале 70-х, и он не произвел на меня впечатления "взрыва сверхновой", как "Преступление и наказание", который в 1969-70 году был включен в школьную программу. А вот когда я открыл роман после театра - я испытал настоящий шок. Пережив, нулевые, попробовав на вкус либеральные и демократические ценности, вдруг отчетливо понимаешь, что "Бесы" не про конец 19 века, а про конец 20 и начало 21 века, и если бы его не запрещали, а наоборот изучали, возможно много из того, что произошло с нашей страной и мною в том числе, можно было бы избежать. Я приведу небольшой фрагмент из романа: "Слушайте, мы сначала пустим смуту, - торопился ужасно Верховенский, поминутно схватывая Ставрогина за левый рукав. - Я уже вам говорил: мы проникнем в самый народ. Знаете ли, что мы уж и теперь ужасно сильны? Наши не те только, которые режут и жгут да делают классические выстрелы или кусаются. Такие только мешают. Я без дисциплины ничего не понимаю. Я ведь мошенник, а не социалист, ха-ха! Слушайте, я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв к, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтоб испытать ощущение, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают! С другой стороны, послушание школьников и дурачков достигло высшей черты; у наставников раздавлен пузырь с желчью; везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный... Знаете ли, знаете ли, сколько мы одними готовыми идейками возьмем? Я поехал — свирепствовал тезис Littré, что преступление есть помешательство; приезжаю — и уже преступление не помешательство, а именно здравый-то смысл и есть, почти долг, по крайней мере благородный протест. «Ну как развитому убийце не убить, если ему денег надо!». Но это лишь ягодки. Русский бог уже спасовал пред «дешовкой». Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог, или тащи ведро». О, дайте взрасти поколению! Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они еще попьянее стали! Ах, как жаль, что нет пролетариев! Но будут, будут, к этому идет..." Ничего не напоминает!? Или: "Друг мой, настоящая правда всегда неправдоподобна, знаете ли вы это? Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи".

"О, русские должны бы быть истреблены для блага человечества, как вредные паразиты!"

"Если у вас гильотина на первом плане и с таким восторгом, то это единственно потому, что рубить головы всего легче, а иметь идею всего труднее!"

"Нельзя любить то, чего не знаешь, а они ничего в русском народе не смыслили! Все они, и вы вместе с ними, просмотрели русский народ сквозь пальцы".

Так, что буду ждать просмотра третей части, а уже потом поделюсь окончательными впечатлениями. А пока на промежуточном этапе - "Браво - НХТ!"

Новости Театральный вестник
Челябинск, проспект Ленина, 19