Новый Художественный театр Управление культуры Администрации города Челябинска
НХТ +7 (351) 775-44-50
20 ноября 2018 года

Дом, в котором ты живешь. Четверть века с НХТ. Интервью с Евгением Гельфондом

25nht5
Материал Виктории Олиферчук («Вечерний Челябинск» от 25.09.2018 г.)
 
 
 
Как быстро летит время! Новый художественный театр уже совсем большой – 25 лет готовится отметить в октябре. По случаю юбилея ждет гостей и готовит грандиозную программу празднования. Ну а «Вечерка», как всегда, готовит по такому славному случаю серию публикаций, которая позволит поближе познакомиться с юбиляром.
 
Фигура номер один
 

Евгений Гельфонд, художественный руководитель НХТ, пожалуй, главный старожил. Из обозначенного юбилейного срока максимум, а именно 24 года, он провел вместе с НХТ. Вот уж он точно знает, что в этой истории является главным достижением.

Сам театр, ни секунды не задумываясь отвечает Евгений Михайлович. – Наш театр сформировался как театр-дом, и я считаю, что именно этот принцип наиболее подходит для русского театра, как наилучшая модель. Это видно на примере театров Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, в наши дни эта модель работает в коллективах у Табакова, Марка Захарова. В нашем театре этот принцип заложил Александр Алексеевич Мордасов, первый руководитель, и сейчас эта модель живет, развивается, чему я очень рад. Наш театр отличается от многих тем, что не ставит во главу угла производственные принципы – приглашать все время новых режиссеров, делать самые разные постановки. Мне кажется, что это имеет больше отношения к западному театру и подходит к шоу. Это не значит, что я категорически отвергаю участие в театральной жизни других режиссеров, ни коим образом! Но поскольку мы позиционируем себя как театр-дом, то и ждем такого отношения, что гости к нам приходят с пониманием, уважением к тому, что происходит в этом доме.

Немирович-Данченко обозначил для театра срок жизни в четверть века. Через 25 лет театр должен умереть, чтобы возродиться, как феникс, к новой жизни. Вы как раз сейчас подошли к этому рубежу, не боитесь кризиса?

– Кризис мы переживали не раз и не два, машет рукой собеседник. – У театра были непростые времена, когда ему приходилось кочевать и просто элементарно выживать. Но это нас не испугало. Потом, все-таки Немирович говорил про большой театр, у нас коллектив маленький, все заняты одним делом – исследованием автора, которому посвящаем все время. Поэтому для нас именно автор является тем самым новым этапом. Плюс к этому в коллектив постоянно подтягиваются новые творческие личности, которые вносят свежую кровь.

– На юбилеях принято хвалить и гордиться. Какой повод для гордости самый большой?

– Коллектив, который прошел через столько испытаний, о которых только что говорили, выдержал, преодолел и остался в рабочем состоянии. И сейчас труппа находится на пике формы, мне иногда кажется, что актеры могут творить все что угодно.
 
25nht6
Табуретка для актера
 

Уникальность – качество необходимое для каждого творческого коллектива. То, что выделяет его из общей массы, делает особенным, любимым. В НХТ таких свойств сразу несколько. Его любят за чудную домашнюю атмосферу, которая царит здесь всегда, за открытость и доброжелательность: принимают здесь всех гостей, заинтересованность, с которой выслушивают разные мнения, за искренность, с которой здесь стараются помочь, за отзывчивость, с которой театр откликается на многочисленные совсем не коммерческие предложения. Но самое главное, конечно, за спектакли.

– Отличительная черта в работе – импровизация. Мне нужен не просто артист-исполнитель, который лепит из себя персонажа. Мне нужен актер, который находится в постоянном диалоге с собой, автором, богом, наконец, - рассуждает худрук. – На сцене актер не презентует себя зрителю, а происходит постоянный поиск себя и смысла жизни. Я все время пытаюсь выбить табуретку исполнительства из-под ног наших артистов. Мне важно, чтобы они жили, мыслили на сцене. Да, это трудно, гораздо труднее! В исполнительстве главное мимесис, подражание действительности. Нам же важно воссоздать авторскую действительность, найти те ключи, которыми отпираются его секретные двери, за которыми находится свобода творчества.

Личное пристрастие

Говорить о своем театре и своих артистах Гельфонд может часами напролет. Даже если начинается разговор о чем-то другом, то заканчивается непременно театральным акцентом. Сразу чувствуется, что это его коллектив, это его дом, его жизнь.

После института я попал сюда, где уже сформировался мощный коллектив, вспоминает юношеские годы. – Тогда в НХТ работали такие актеры, как Игорь Ефремов, Лилия Корнилова, руководителем был Александр Алексеевич Мордасов. Мы работали над постановкой «Панночки», «Идиота» замечательное время, ерошит волосы.

Тем не менее ты уехал в Москву, - вставляю шпильку.

Мне захотелось стать режиссером, - запальчиво объясняет. – И целенаправленно ехал на курс к Васильеву (режиссер и педагог Анатолий Васильев. – Авт.), но потом вернулся. Пошел в наш институт культуры набирать актерский курс – для меня было принципиально важно вырастить своих артистов. И как только сформировался актерский костяк, театр нас принял. Это произошло 1 апреля 2003 года, нас приняли на работу и практически в этот же день театр выгнали из помещения на улице Свободы, которое он занимал. Директор Олег Корнилов уехал в Америку, а мы переехали сначала в детскую филармонию, потом в ДК «Полет», работали и в театре ЧТЗ, и в зале Прокофьева.

– Что позволило удержаться? Ведь почти 10 лет у театра не было собственного дома, срок большой.

– Нам просто интересно вместе, – пожимает плечами. – Общаться, творить, работать. Я даю такую возможность ребятам, а они – мне. Нас не напрягают даже новогодние сказки, потому что это всегда сопряжено с поиском чего-то нового, того, что еще не найдено. И потом та модель, о которой я мечтал – театр-дом, - это действительно держит. Все мы как члены семьи: даже когда ругаемся  не разводимся. Лариса Казакова, которая сейчас работает в Москве, Неля Галиакбарова, живет в США, все равно родные, близкие люди.

Семейные ценности

Артисты – большие дети. Некоторые режиссеры, правда, их называют злыми детьми и еще другими, но все-таки. Нести за них ответственность, решать проблемы приходится руководителю, не надоедает еще и с чужими проблемами разбираться? И не мешает ли это добрым отношениям между членами семьи?

У нас в театре во главе угла стоит человек, и мы пытаемся все вопросы решать на человеческом уровне. Да, всякое бывает: выходки, психозы, разборки, но если это связано с желанием работать в театре – все прощается. Если цели другие – сделать карьеру, заработать, я никого не осуждаю, но так получается, что эти люди сами по себе отсеиваются.

Прощать умеют далеко не все, а уж тем более начальники…

А что с ними делать? – улыбается. – Ну нахулиганили, ну создали кучу проблем, нагрубили, нахамили. Им потом самим же стыдно, каются – прощаю. Они ведь меня тоже прощают – сам бываю необъективен. Созидать и творить можно только из любви. Ненависть тоже может возбуждать, но ненадолго. Поэтому надо строить отношения.

Подарки на юбилей

Свои двери в новый сезон НХТ распахнет 8 октября. И начнет сразу с праздничной церемонии.

Открытие мы решили сделать двойное для друзей и для зрителей. Зал у нас небольшой, боюсь, всех за один раз не сможет вместить. 8 октября приглашаем друзей, готовим большой концерт с некими историческими включениями. Затем в течение октября устроим некий парад-алле: желающие смогут посмотреть 10 лучших спектаклей – «Нос в белую ночь», «Гроза», «Женская гримерка», прочие. И 28 октября сделаем еще один юбилейный вечер уже для всех желающих, милости просим.

Что новенького ждать от вас?

Во время юбилейного можно будет посмотреть вводы. «Нос в белую ночь» мы посвящаем памяти нашего артиста Артура Каримова. Его роль подхватил Паша Мохнаткин, он работает совершенно иначе. Артур своей работой задал очень высокую планку, но Паша пошел другим путем и сделал правильно. Спектакль зазвучал по-другому, открылись новые смыслы. В «Бесах» дебютирует наша молодежь. В конце месяца на нашей площадке уже традиционно пройдет конкурс актерских работ имени Милосердова. Ну а премьеру сыграем в ноябре. Это будет спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас». Впервые в нашей команде работает замечательный художник Сергей Александров, это уже классно, ну и мы придумали нетрадиционное решение персонажей спектакля. Попробуем это воплотить.

Фото предоставлено НХТ.

Это интересно

История Нового художественного театра в Челябинске началась 7 октября 1993 года. Тогда театр располагался в здании по улице Свободы, 88. Директором стал Сергей Назимов, художественным руководителем Александр Мордасов. Первым спектаклем, ознаменовавшим открытие нового театра, стала постановка «Геометрия любви» (реж. А.Мордасов). С 2002 года театр начал кочевать по разным площадкам. С 2003 года главным режиссером театра становится Евгений Гельфонд, а с 2007 года он выполняет функции художественного руководителя. В 2007 году театр получил собственное помещение в бывшем кинотеатре «Спартак».
 

 

Новости Театральный вестник
Челябинск, проспект Ленина, 19