В Челябинске 6-7 декабря. 2016 г. состоялось замечательное и содержательное событие - Международный театральный форум "Встреча континентов". Организатором его выступил Новый Художественный театр. Сама идея проведения театрального форума в нашем городе очень значима - не так часто челябинский зритель, критик, актер может встретиться действительно со значимыми фигурами мирового театрального искусства и узнать о мировых и национальных тенденциях развития искусства из первых рук.
Форум прошел под знаком великого режиссера и мудрого человека Роберта Робертовича Стуруа. Общение с такой личностью - это не просто получение информации профессионального характера. Значимость ее не исчерпывается мнением режиссера по тем или иным вопросам постановок Шекспира, Брехта... Главное, что поражает и отличает этого великого человека - это отношение его к своей профессии, жизненному пути, искусству, что оказывает какое-то неуловимое, глубокое воздействие на присутствующих, мудрость его позволяет получить ответы и на свои жизненные и профессиональные вопросы.
На форуме прочитали лекции и ответили на вопросы слушателей представители театральной критики - Нина Зиновьевна Мазур, театральный критик из Ганновера (Германия) и Капитолина Антоновна Кокшенева, театральный и литературный критик из Москвы. Нина Мазур очень интересно и иллюстративно рассказала об особенностях западноевропейского театра (в большей степени ориентируясь на опыт Германии), который, согласно ее наблюдениям, движется в сторону невербального и визуально-пластического театра. Нина Мазур создала очень выразительный визуальный ряд, она обладает редкой способностью описывать спектакль буквально в нескольких фразах таким колоритным языком, что ты как будто его увидел и пережил. Поэтому можно сказать, что мы получили наглядное изображение театральной жизни Европы, пусть и фрагментарно.
Капитолина Кокшенева в своей лекции на тему "Актер и режиссер в современном театре: герменевтический круг" большей частью акцентировала внимание на негативных тенденциях в современном российском театре. Она определенно выразила свою позицию относительно постановок Константина Богомолова, Кирилла Серебрянникова и других новаторов в столичных и не только театрах. Сохранение традиций русской театральной школы как основы профессии, духа русского народа, глубокого нравственного звучания театра, отказ от слепого подражательства западному театральному искусству - это те основы, на которых, по мнению К. Кокшеневой, должно продолжить свое развитие сценическое искусство России. И с этим все-таки сложно не согласиться.
Выступление критиков было содержательно, вызвало желание говорить, спорить, заставило о многом задуматься, но главное создало ощущение того, что было мало, что не хватило времени о многом спросить и сказать - это показатель того, что нужно продолжать.
Буду теперь с нетерпением ждать следующий форум и конечно юбилейный V фестиваль "CHELоВЕК ТЕАТРА".
Спасибо Новому Художественному театру за эту идею и замечательное претворение ее в жизнь.